Эмоция страх

Знаю – значит вооружен!

Эмоции, и в том числе эмоции страха, во внешности проявляются по разному, у кого то одни признак выявлен сильнее, у кого-то другой, но в организме человека процессы происходят одинаковые.

Страх, как и другие эмоции затрагивает весь организм в целом, даже если эмоция едва выраженная, она все равно изменяет физиологическое состояние человека. А если эмоция мощная, она вызывает реакции и проявления, которые нельзя игнорировать.

Вот что, пишет К. Изард, признанный исследователь эмоций, по этому поводу: «…резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы». Физиологические проявления эмоции страха в организме связаны с тем, что все ресурсы организма мобилизуются, кровь уходит к скелетным мышцам и сердцу, для встречи с предстоящей опасностью.

Возможная реакция на страх волосы встают дыбом, это собственно для того, чтобы агрессор испугался. Страх может выражаться в усилении мышечного напряжения, приводящего к скованности и затруднении движений, а при длительном сохранении напряжения, может привести к дрожанию всего организма, или тремору конечностей, губ. А может наоборот, вызвать усиленную работу мышц. Человек начинает усиленно потеть, рубашка прилипает к телу, а на лбу ясно видно капли пота, этот механизм, скорее всего, возник для того, чтобы легче было выбраться из лап хищника.

Особое отношение у ученых к изменениям в голосе. Изменяется в голосе, вызваны затруднениями при дыхании, оно может стать учащенным и прерывистым от незначительного испуга, или замереть от сильного страха. Дыхание играло важную роль при встрече с хищником первобытный человек, скорее всего, должен убежать, поэтому легкие должны были наполниться воздухом. Сегодня разработаны специальные методики, в которых по голосу можно определить тончайшие оттенки эмоциональных состояний человека. Кроме этого робота мозга затормаживается, в результате человек не может думать, слова и действия его однотипны, и не отличаются оригинальностью, он не находит нужных слов, речь его становиться невыразительной.

Внутренние проявления, это физиологическая реакция на эмоцию страха. Эмоции это эволюционное приспособление, биологически обобщенные формы поведения организма в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм человека обнаруживает весьма выгодное приспособление к окружающим условиям, поскольку он, может с большой скоростью реагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. он может быстро определить, полезно или вредоносно для него данное конкретное воздействие.

Ч. Дарвин, в свое время, сформулировал гипотезу, о том, что мимические движения сформировались из «полезных» движений. Т.е., что в мире животных было реакцией, которая имела какое-то приспособительное значение, сегодня на человеческом уровне воплощается и распознается как выражение эмоций. Это могут быть и части, остатки «полезных» действий и немного преобразованные действия. Мимика возникла именно из преобразованных полезных действий, часто она представляется в форме ослабленной, смягченной форме этих полезных движений.

К примеру, оскал зубов при ярости, гневе, остаточная реакция от использования их при угрозе, борьбе и любой агрессии или, улыбка, которая выражает приветливость, участие, вроде- бы противоположность напряжения мышц, типичного для агрессивных чувств, но возникает из того же полезного движения. А дрожь — выражение эмоционального возбуждения – это последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания. Следовательно, мимика обусловлена врожденными реакциями, а из этого следует, что мимические механизмы тесно связаны с определенными эмоциями.

Аффекты и эмоции, часто развиваются не под влиянием непосредственного чувственного впечатления, а более сложным психическим путем, например, в связи с воспоминанием, но тем не менее, начальный источник изменения настроения или развития аффективного состояния лежит и в этих случаях в раньше бывшем раздражении органов чувств.

Обычно развитие страха происходит по 2 нейронным путям: первый, быстрый (низкий подкорковый) от чувствительных ядер зрительно бугра через миндалевидное тело (амигдальные ядра зрительног бугра) в гипоталамус. В нем поступает информация из центров регулирующей деятельность сердца и сосудистой и дыхательной системы, находиться центр регулирующие эмоции и поведения человека. Второй (высокий, длинный, корковый) от чувствительных ядер зрительно бугра через -гипокамп- и чувствительную кору- в миндалевидное тело(миндалевидный комплекс)- и наконец в Гипоталамус. Именно там формируется ответ на стимул. Идеальное взаимодействие, когда эти два пути функционируют одновременно.

По первому пути, из-за того, что цепочка меньше реакция происходит быстрее, но этот путь вызывает большее количество ошибок, он ответственен за развитие основных эмоций. По второму пути реакция происходит медленнее, но соответственно точнее. Первый путь дает возможность человеческому организму дать быстрый ответит на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет точнее оценить ситуацию и ответить на опасность более точно. Реакция, происходящая по второму пути, гораздо точнее, она проверяется больше, он оценивает определенные признаки опасности как не реальные, если информация не подтверждается эмоция страха, инициированная первым путем, блокируется.

А насчет гипоталамуса, хочу сказать, что это очень интересная часть мозга.

Они исходят из того факта, что у всех этих людей были травмы или генетические дефекты гипоталамуса. Ламы используют гипоталамус, медитируя, они могут контролировать температуру тела, и могут законсервировать свой организм, впасть в долговременное состояние между сном и явью, наподобие транса, или измененного состояния сознания, и потом выйти из него через несколько лет. Медитация положительно действует на весь организм в целом, т.к. по исследованиям ученых во время медитации клетки мозга не отдыхают, как можно было бы подумать, а активно делятся. Причем самое интересное в том, что делятся именно те клетки, которые ответственны за память, творческие способности, мышление, а те которые ответственны за агрессию, склонность к алкоголизму и наркомании нет.

Проявления страха

Страх может сменяться другими эмоциями или полным их отсутствием. Вы можете испытать гнев и наброситься на источник возникшей опасности либо испытать гнев или отвращение к самому себе за то, что подвергли себя серьезному риску или проявили страх. Страх может смениться унынием, если вы продолжаете терпеть ущерб или если негативные последствия опасности проявляются для вас в других формах. Возможны и более сложные последовательности эмоций: например, вы можете испытать страх, затем гнев, далее уныние и т. д. Страх может испытываться и вместе с другими эмоциями, если событие вызывает одновременно два чувства. Например, если кто–то угрожает вам, то вы можете испытывать и страх перед возможным нападением, и гнев на того, кто провоцирует вас.

Брови выглядят приподнятыми и выпрямленными. На рис. 1 показаны испуганные брови (В) и удивленные брови (А). Отметьте, что испуганные брови приподняты (1), как и удивленные брови, но кроме этого, они слегка сведены, так что у человека, испытывающего страх, внутренние края бровей (2) оказываются ближе друг к другу, чем у человека, испытывающего удивление. Над испуганными бровями обычно появляются горизонтальные морщины, идущие поперек лба (3), но они, как правило, не пересекают весь лоб, как это бывает в случае удивления (4).

Глаза человека, испытывающего страх, открыты и напряжены, верхние веки подняты, а нижние растянуты. На рис. 3А показаны испуганные глаза (А), нейтральные глаза (В) и удивленные глаза (С). Отметьте, что у испуганных и удивленных глаз верхние веки приподняты, это позволяет увидеть склеру (белок) над радужной оболочкой (1). При страхе и удивлении верхние веки подвижны одинаково, а нижние по–разному: они напряжены и приподняты в случае страха (2) и расслаблены в случае удивления. Напряжение и поднятие нижних век при страхе может привести к тому, что эти веки закроют часть радужной оболочки глаз (3).

Испуганные глаза обычно можно наблюдать на лице вместе с испуганными бровями и испуганным ртом, но иногда страх выражается только с помощью глаз. В таком случае это будет очень быстрое выражение, при котором глаза моментально примут испуганный вид. Если это происходит, то обычно такое выражение страха является неподдельным, хотя сам страх оказывается либо слабым, либо контролируемым.

У человека, испытывающего страх, рот открыт, а губы напряжены и, возможно, сильно оттянуты назад. На рис. 4 Патрисия демонстрирует выражение рта двух типов (А и В) и для сравнения — удивленный рот (С) и нейтральный рот (D). Испуганный рот на рис. 4А очень похож на удивленный рот (4С), но имеет одно важное отличие: его губы не расслаблены, как в случае удивления верхняя губа напряжена, а уголки губ начинают оттягиваться назад. У испуганного рта на рис. 4В губы растянуты и напряжены а уголки губ оттянуты назад.

Страх различается по интенсивности — от опасения до ужаса, и лицо отражает все эти различия. Интенсивность страха отражается во внешнем виде глаз: при усилении страха верхние веки поднимаются выше, а напряжение нижних век увеличивается. Еще более очевидным являются изменения испуганного рта. На рис. 7 Патрисия демонстрирует усиление страха (начиная с рис. 7А и далее по часовой стрелке) за счет усиления напряженности рта, который постепенно приоткрывается все шире. Хотя лицо на рис. 7C может показаться выражающим более сильный страх, чем лицо на рис. 7А, не следует забывать, что эти фотографии также являются составными, и показанные на них испуганные глаза и лоб совершенно одинаковы, а различие обеспечивает исключительно рот.

Выражение лица Джона на рис. 8В демонстрирует более сильный страх, граничащий с ужасом. Интересно, что интенсивность этого выражения страха не снижается из–за того, что брови остаются нейтральными. Напротив, нейтральное положение бровей создает выражение внезапного оцепенения.

На рис. 9 показаны два типа смеси страха и удивления, а для сравнения слева показаны лица, во всех трех областях которых отражается только страх. Переводя глаза слева направо, вы можете увидеть усиление удивления, смешанного со страхом. И у Джона и у Патрисии различия между крайней левой и крайней правой фотографиями более заметны, чем различия между соседними изображениями. Это объясняется тем, что соседние фотографии различаются только в одной области лица, а крайние фотографии различаются в двух областях.

На рис. 9B элемент удивления лицу придают только лоб и брови, в то время как остальная часть лица выражает страх. Создаваемое впечатление лишь незначительно отличается от впечатления от крайней левой фотографии. На рис. 9E удивление вновь выражают только брови и лоб, в то время как страх выражают остальные области лица, но отличие этого лица от показанного слева, выражающего страх во всех трех областях, гораздо более очевидно. Это отличие ярче проявляется у Патрисии, чем у Джона, — возможно, потому, что рот Патрисии здесь больше похож на рот удивленного человека.

На крайних правых фотографиях на рис. 9 удивление выражают брови — лоб и глаза, а страх — только рот. Хотя это справедливо и для Патрисии и для Джона, лицо Джона (рис. 9C) выражает больше страха, чем лицо Патрисии (рис. 9F). И вновь это происходит благодаря тому, как выражают страх рты Патрисии и Джона. Испуганный рот Патрисии очень напоминает ее удивленный рот. Если вы думаете, что лицо Патрисии на рис. 9F выражает только удивление без примеси страха, то сравните эту фотографию с фотографией на рис. 6). , и вы увидите разницу.

Рисунок 10 показывает два других типа смешанных выражений — страха и удивления. У Патрисии удивление выражает только рот, а глаза и брови выражают страх. Она выглядит испуганной, но не так сильно, как на рис. 9D, где ее лицо выражает только страх. Рисунок 10

На рис. 10 на испуганном лице Патрисии ошеломление проявляется более отчетливо — благодаря ее удивленному рту. Сравните выражения лица Патрисии на рис. 10 и рис. 8С.

Брови и глаза в обоих случаях выглядят одинаково, но замена нейтрального рта (рис. 8С) на удивленный рот (рис. 10) добавляет элемент страха и изменяет выражение опасения (рис. 8С) на выражение смеси более сильного страха и недоверия.

Выражение лица Джона на рис. 10 показывает последний возможный вариант сочетания страха и удивления. В этом случае страх Джона выражается только в глазах. Всего лишь за счет подтягивания нижних век его выражение удивления сменяется выражением испуганного удивления. Сравните выражения лица Джона на рис. 10 и рис. 6, чтобы увидеть различие между такой смесью страха с удивлением и выражением чистого удивления.

  • Брови приподняты и слегка сведены.
  • Морщины наблюдаются только в центральной части лба, а не по всей его ширине.
  • Верхние веки приподнимаются, обнажая склеру, а нижние веки напряжены и подтянуты вверх.
  • Рот открыт, а губы либо слегка напряжены и оттянуты назад либо растянуты и оттянуты назад.
  1. Наложите части C на лица рис. 11. Какое выражение у вас получилось? Вы уже видели это выражение лица Джона на рис. 2, а выражение лица Патрисии будет таким же, хотя и чуть более трудноуловимым. Обеспокоенность, опасение, контролируемый страх — вот смысл возможных передаваемых сообщений.
  2. Наложите части B на лица рис. 11. Какими будут полученные выражения? Лицо Патрисии выражает озабоченность или опасение (рис. 5B). Выражение лица Джона может либо иметь тот же самый смысл, либо оно может выражать контролируемый страх или, если это выражение мгновенно возникает и пропадает, оно может быть эмблематическим выражением страха.
  3. Наложите на рис. 11 части А и D. На этом лице вы видите испуганные глаза, которые на мгновение можно наблюдать при уверенно контролируемом или при очень слабом страхе.
  4. Уберите части А. Выражение будет таким же, как и на левых фотографиях на рис. 8, — выражение опасения.
  5. Уберите части D и верните части А. Это выражение показано на правых фотографиях на рис. 8 — выражение более сильного, леденящего страха, близкого к ужасу. Поочередно накладывая и убирая части А и D, вы наилучшим образом сможете увидеть, как изменяются выражения лица.

Вам потребуются:

  1. Партнер, который будет выбирать фотографии и показывать их вам.
  2. L–образная картонная маска; с ее помощью ваш партнер будет закрывать другие фотографии, находящиеся на той же странице, чтобы вы могли видеть только показываемое вам лицо.
  3. Список лиц, которые вам будут показаны, с указанием порядка показа; базовый список приводится ниже, но вашему партнеру придется изменить его, чтобы вы не знали, какая фотография будет показана следующей. И разумеется, вам важно знать порядок показа, чтобы позднее вы могли проверить свои ответы.
  4. Пустая таблица с номерами от 1 до 22, в которую вы будете записывать свои ответы.

Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какая эмоция показана на каждой из фотографий.

Источники:
Проявления страха
проявления страха,эмоция страха,реакция на страх,внутренние проявления страха, внешние проявления страха
http://ctraxi.ru/proyvleniy.html
Эмоция страх
Психология лжи. Psychology of Lying. Всё, что нужно, чтобы распознать ложь.
http://psyly.net/fear

COMMENTS